День науки в библиотеке имени Гладиной
Еще пару лет назад апатитская библиотека имени Ларисы Адамовны Гладиной была настоящим центром культурной жизни города: здесь проходили разнообразные диктанты и камерные концерты, выставки и квесты, Рубцовские чтения и акция «Ночь в библиотеке», творческие встречи и интеллектуальные игры, регулярно собирались слушатели психологических ток-шоу, научно-популярных лекториев, члены литературных, парфюмерных, рукодельных, цветоводческих клубов. На время реконструкции здания какие-то события «встали на паузу», остальные переселились в другие места. Обретя новое лицо, библиотека начала восстанавливать и неформальный статус «культурной столицы культурной столицы области». Сюда вернулись старые друзья, например, научно-популярный лекторий «Край, в котором я живу», возобновились выставки и интересные встречи.
Всемирный день науки за мир и развитие в «гладинке» отметили 11 ноября. Естественно, по-научному. Сотрудники Кольского научного центра провели для читателей две лекции и одну презентацию.
Недавно из печати вышла книга «История Кольской академической науки: становление Кольского научного центра РАН и его первого научного института (ГИ КНЦ РАН)». Монография заведующей Научным архивом КНЦ РАН, Елены Макаровой, старшего научного сотрудника Геологического института Павла Припачкина и экс-директора Центра гуманитарных проблем Баренц-региона Валентина Петрова прошла обсуждение и была одобрена к изданию на заседании Ученого совета Геологического института в конце 2022 года. О том, как шла работа над ней, рассказала одна из ее авторов, кандидат исторических наук Елена Макарова.
Книга явилась плодом многолетних исследований об истории организации кольской академической науки, которыми Елена Ивановна занималась с 1990-х годов. Научное руководство работой осуществлял доктор геолого-минералогических наук Валентин Петров. Елена Макарова выявляла в архивах системы Академии наук и региональных государственных архивах документы, отражающие новейшую историю научного освоения Кольского Севера учеными Академии наук. В 2000 году она защитила кандидатскую диссертацию на тему «Организация и использование документов Кольского научного центра Российской академии наук (1930-1995 гг.)» и стала первым в Мурманской области «остепененным» архивистом по специальности «Документалистика, документоведение и архивоведение». По ее словам, такой успех был бы невозможен без направленного методического руководства куратора от Архива РАН Галины Прониной и поддержки заместителя председателя Президиума КНЦ РАН по науке Валентина Петрова и главного ученого секретаря КНЦ РАН Анатолия Виноградова. В диссертации Елена Макарова впервые обобщила источниковую базу по истории Кольского научного центра и его научных учреждений: первая глава диссертации посвящена истории создания Кольского научного центра, а приложение содержит проект путеводителя по фондам Научного архива КНЦ РАН с историческими очерками по истории Кольского научного центра и его научных учреждений с даты их основания по 1995 год.
Далее работа по реконструкции истории Кольского научного центра и его учреждений была продолжена уже в рамках тематики созданного в 1995 году Центра гуманитарных проблем – все так же под руководством Валентина Петрова. С его уходом на заслуженный отдых исследования прекратились. «Осиротев» на руководителя, Елена Макарова воплотила его идею создания монографии по истории организации кольской академической науки в соавторстве с геологами. Впервые монография вышла в как часть истории Кольского научного центра – к 90-летнему юбилею КНЦ РАН и 70-летию Геологического института.
Ветераны кольской академической науки, директор института Николай Козлов и его заместитель по научной деятельности Татьяна Рундквист не только поддержали идею создания книги, но и в короткие сроки организовали ее доработку. Третий соавтор монографии Павел Припачкин существенно пополнил историю Геологического института богатым фактологическим материалом из институтского архива, блестяще приобщив к сбору информации всех сотрудников Института. Он разослал рукопись книги сотрудникам института для широкого обсуждения и критики, обеспечил большую достоверность истории прошлого и ее наполненность редкими фотографиями. Всем неравнодушным сотрудникам, внесшим исправления и дополнения в текст, авторы во введении поименно выразили свою искреннюю благодарность. Неоценимую помощь в редакторской работе оказал бывший главный ученый секретарь ГИ КНЦ РАН Анатолий Виноградов. И наконец, огромный труд по верстке книги и высококачественной обработке фотографий проделали ведущие инженеры Отдела коммуникаций ГИ КНЦ РАН Надежда Мансурова и Людмила Чистякова.
– И вот, – говорит Елена Ивановна. – книга издана. С прекрасным кратким вступлением Николая Козлова, завершающимся лучшими для авторов словами: «Я, как человек, проработавший в Геологическом институте без малого 50 лет, читал ее почти не отрываясь…»
Старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера Юлия Химич предложила слушателям взглянуть на янтарь глазами биолога. Казалось бы, о драгоценных и поделочных камнях мы обычно слышим от геологов, но янтарь – это не минерал, а минералоид: затвердевшая живица древних деревьев, ископаемая окаменевшая смола. Янтарные украшения находили даже в гробницах египетских фараонов. Но как он туда попадал? Помимо Великого шелкового пути существовал еще и Великий янтарный путь от балтийских берегов к Средиземноморью и далее.
Янтарь очень непрост в обработке, не каждый мастер знает, как раскрыть его красоту. «Дикий» янтарь покрыт защитной коркой и для неподготовленного наблюдателя выглядит как что-то совершенно не родственное тем волшебным полупрозрачным медовым камням, которые мы привыкли наблюдать. Бывает он разного цвета – от почти белого до почти черного (кстати, раньше черноватый янтарь считался браком, и по легендам, им даже отапливали дома), но самые редкие экземпляры – синие. Самый крупный из известных янтарных самородков весит около четырех килограммов. В истории упоминаются куски янтаря весом до десяти килограммов. Что же должно было произойти с деревом в древние времена, чтобы собрать воедино такой огромный смоляной ком?
О том, как и когда янтарь образовывался, как выглядели «янтарные» деревья, существуют ли месторождения более древние и более богатые, чем балтийское, рассказала Юлия Ростиславовна гостям библиотеки. А еще – о том, что могут поведать ученому включения в янтарь: не только окаменевшие мушки, но и пузырьки воздуха, зерна пыльцы, частицы растений и животных.
Если янтарь – это то, что можно потрогать руками, то как потрогаешь электрохимию? Объяснить простым языком сложные для понимания явления и процессы смог научный сотрудник Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья Владимир Долматов. Начал он с истории и изрядно удивил слушателей, рассказав, что известный немецкий философ и политолог, один из основателей марксизма Фридрих Энгельс был еще и ученым-электрохимиком, а один из первых камней в фундамент электрохимии заложил итальянский анатом, физик и врач Луиджи Гальвани, наблюдая за сокращением мышц мертвой лягушки. К моменту зарождения электрохимии люди уже знали о том, что реакции протекают с разной скоростью, и некоторые условия могут ее увеличить, но не очень-то умели контролировать эту скорость. Осознанное использование электричества для ускорения реакций стало очень важным шагом для понимания преимуществ электрохимии. Использование электрохимии в фармацевтике, металлургии позволило добиться результатов, которые ранее казались совершенно недостижимыми. А с появлением современных приборов, вычислительной техники стало возможным полностью исключить человеческое присутствие из всех опасных, вредных или скучных этапов работы.
- Электрохимические реакции не просто полностью контролируемы. – отметил Владимир Сергеевич. – Мы можем не только ускорить или замедлить синтез, но и развернуть его в обратную сторону. Мы можем запрограммировать процесс так, чтобы последовательно получать покрытия определенного состава. Мы можем масштабировать его от маленького тазика до огромной цистерны. Мы можем наносить ровные пленки заданной толщины на сложные криволинейные поверхности, получать материалы высокой чистоты и, наконец, выделять металлы, имеющие высочайшую температуру плавления. То есть традиционными методами их получение крайне труднодостижимо, а электрохимическими – вот, пожалуйста.
Диапазон применения электрохимических методов чрезвычайно широк, но жителей Апатитов больше интересуют те материалы и технологии, к которым имеют отношение сотрудники Института химии. Владимир Долматов перечислил основные изобретения ученых института в этой области электрохимии – от мельчайших деталей для телефонов и других гаджетов и создания биологически нейтральных покрытий на хирургических имплантах до разработки максимально эффективной с точки зрения экономики и безопасной с точки зрения человеческого здоровья технологии получения металлов на местных перерабатывающих заводах.
Библиотека имени Гладиной продолжит знакомить горожан с «достижениями научного хозяйства». На ближайшие выходные запланированы новые научно-популярные лекции от ученых Кольского научного центра.